4 сентября на раскопе, расположенном во дворе музея, была найдена уникальная фигурка лошади от керамического водолея (сосуда для умывания), созданная мастером 13-го века. Она является образцом слияния двух культур: Византии и Италии. Подобного нет даже в Эрмитаже, заявляют азовские исследователи.
По мнению сотрудников Эрмитажа, Азовский музей-заповедник обладает самой богатой и разнообразной коллекцией золотоордынской керамики в мире. Вновь и вновь находки наших "хранителей древностей" оправдывают это лестное мнение. Сосуд из раскопок нашего музея стал даже символом выставки, прошедшей в Казани в честь тысячелетия города. К числу уникальных находок можно отнести два образца художественной керамики, полученные при раскопках в последние дни. В центе кашинного блюда мастер искусно изобразил застывшее в прыжке тело длинноухого животного. Ученые спорят: одни говорят - джейран, другие считают, заяц.
Подобный сюжет на золотоордынской керамике ранее не встречался. Обычно на этом месте изображались утки или барс, переданные довольно схематично. На этом же блюде чувствуется рука незаурядного художника.
За тысячи километров от места изготовления кашинного блюда другой мастер изготовил водолей в виде фигурки лошади, от которой археологам досталась голова с широко открытым ртом.
"Это образец художественного стиля, сложившегося в конце 13 века в результате культурных контактов итальянцев и византийцев, получившей в литературе название латино-палеологского стиля", - комментирует находку старший научный сотрудник музея Андрей Масловский.
Хотя археологам известна уже сотня образцов такой керамики, найденной в бассейнах Черного, Эгейского и Мраморного морей, но водолей до сих пор обнаружены не были. Вероятно именно этот водолей был сделан на заказ и, таким образом, через века стал уникальным.