Реклама  
  Реклама на www.azov.info  
  Орфография  
Система Orphus
  Aзов международный  
  Статистика  
Яндекс.Метрика
 Информационный сервер города Азова » Все новости » Просмотр новости
  Объявления  
25 апреля 2017
24 апреля 2017
23 апреля 2017
Неделю назад, 21 апреля 2017
20 апреля 2017
19 апреля 2017
» Архив новостей «
четверг, 22 июня 2006, 10:53
Статьи

Заступница азовской крепости



Осадное сидение

Причиной написания очередной статьи на тему Азовского осадного сидения стало широко распространившееся суждение, что Азовская икона Божьей Матери была написана после явления Богородицы во время осады Азова и ее заступничества за азовцев. Такую версию возникновения образа можно услышать даже от священнослужителя. Так ли это? Действительно ли в источниках имеются свидетельства о божественной помощи казакам? Ответы на эти вопросы я нашла опять-таки в «Сказочной повести об Азове» и в исследовании старшего научного сотрудника Азовского музея Л.Б. Перепечаевой.

Как гласит «Повесть», когда казакам пришлось особенно трудно – турки шесть суток беспрестанно вели огонь по крепости из пушек, разбили до подошвы стену азовскую, когда увидели они, «что приходитъ смерть скорая, и вси казаки притомишися, а иныя у нихъ ранены», начали они «Господу Богу молитися и обещатися, глаголюще: аще насъ Господь Богъ от сея смерти избавитъ, то мы не будемъ в Азове городе жить, идемъ на тихои Донъ и построимъ мы казаки монастырь во имя Иоанна Предотечи и Николы Чюдотворца». И был в крепости «плачь и вопль и рыдание неутешное». В тот же день, по свидетельству «Повести», появилась на севере великая туча. Вышла из нее Дева и множество прекрасных избранных юношей. Прогнала она турок с горы высокой, откуда те обстреливали крепость. Побежали воины Османской империи, топча друг друга, многие ослепли от страха и начали биться между собой. А Дева пришла к шатру царя турецкого и сказала: «Ой еси, злочестивыи царю поганыи, доколе тебе людеи божiихъ томити! Да изыдеши отсюду, дондеже не умреши смертию». И увидел царь Брагим, что пришла Дева с небесными силами, со святыми ангелами и мучениками. Поняли казаки, что заступилась за них Пречистая, а с нею ангелы и патроны казаков – Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец. Вышли казаки за крепостные стены, увидели, что азовская степь наполнена мертвыми телами неприятеля, а шатры их пусты. Так закончилась оборона Азова.

Однако Азовская икона Божьей Матери написана на взятие в 1696 году русским царем Петром I турецкой крепости Азов. Богоматерь «Азовская» относится к типу «Оранта» (то есть «Молящаяся»). Богородица изображена в полный рост, стоящей на облаках; она выступает в роли заступницы трона и завоеванных территорий. В образе Георгия Победоносца мыслится Петр, который копьем поражает дракона и льва – Турцию и Крым. Также на иконе запечатлен Азов, с башен которого слетают горящие полумесяцы, имеются «хвалебные вирши» С.Медведева – «...Дадеся Девою и ея Сыном над змием победу прекрасну Внегда даст тако и надо львом победу равну...» и надписи типа: «Паде, паде град великий Вавилон, Азов». В Азовском музее хранится копия Азовской иконы Божьей Матери, оригинал же находится в Государственном историческом музее (Москва). Сюжет иконы заимствован из прориси, появившейся в правление царевны Софьи, а символизирует он успех в борьбе с турками и татарами и наступивший мир.

  первая новость   последняя новость  
  Комментарии  

К этому материалу комментариев нет.

Ваше мнение имеет значение!


Имя:
Пароль:   Сохранить пароль
Город:
Поселок:
E-mail:
Комментарий:
Введите код:  
Принимаю правила размещения комментариев

Разрешенные теги

  • [U]подчеркнутый текст[/U],
  • [I]курсив[/I],
  • [B]полужирный[/B],
  • [*] - элемент маркированного списка;
  • теги можно [U][I][B]комбинировать[/B][/I][/U].
   Наверх